Прототип «Парфюмера» Встретил я в ленте утверждение, будто бы прототипом героя романа "Парфюмер" Зюскинда является испанский серийный убийца Мануэль Бланко Ромасанта. Хм. Будучи знакомым как с сюжетом романа, так и с историей Ромасанты, сначала я счёл это косяком паблика, но затем обнаружил, что сообщает о том и агрегатор знаний "Википедия". Но почему?
Ромасанту частенько называют "первым серийным убийцей Испании", но его история на сюжет "Парфюмера" похожа, мягко говоря, слабо. Родился он в 1809 в Галисии, долгое время не был ничем примечателен — разве только смотрели на Ромасанту косо из-за некоей "женоподобности". В 1844 Ромасанта убил в Леоне альгвасила (судебного исполнителя), пытавшегося взыскать с него долг, после чего подался в бега. Справив липовые документы, он продолжил заниматься прежним ремеслом — водить по дорогам путешественников. Скоро женщины с детьми, пользовавшиеся услугами Ромасанты, начали пропадать. А в сентябре 1852 он попался на продаже одежды пропавших.
Единственное, что напоминает "Парфюмера" — Ромасанта якобы извлекал из тел жир с целью его продажи мыловарам (естественно, не знавшим, что жир этот — человеческий). На суде доказаны были убийства пяти женщин и четырёх детей.
Но фишка в том, что теме производства мыла никакого особого внимания так и не уделили — потому как, подобно ряду маньяков ещё XVI века (вроде Петера Штуббе и Жиля Гарнье), Ромасанта объявил себя оборотнем. Причём к этому заявлению неожиданно серьёзно отнеслась сама королева Изабелла II, которая заменила Ромасанте смертную казнь на пожизненное заключение. Чтобы его, стало быть, исследовали.
И какие-то гипнотизёры вроде бы правда пытались исследовать Ромасанту, но ясности с его дальнейшей судьбой мало: то ли дожил в тюрьме до 1863, то ли умер (или был убит охранником) там очень быстро.
В целом Мануэль Бланко Ромасанта — типичный представитель целого ряда маньяков Ренессанса и Нового времени, якобы бывших оборотнями: историй такого рода полно от западного края Европы до Прибалтики. Почему именно он каким-то образом должен лежать в основе образа персонажа "Парфюмера" — не очень ясно.
Хотя вполне вероятно, что сам Зюскинд нечто подобное утверждал. Возможно, что про многочисленных "коллег" Бланко Ромасанты писатель особо и не в курсе, потому получился "прототип" на уровне самой идеи "где-то в Новое время тоже был маньяк, и что-то там про жир".
Это напоминает мне ситуацию с тем, как Джордж Мартин говорил на тему Войны Роз как основы конфликта Старков и Ланнистеров в ПЛиО. Честно сказать, я совершенно не вижу в этих сюжетах какого-то сходства — за вычетом некоторого созвучия фамилий "Ланнистер" и "Ланкастер". Быть может, Война Роз — просто единственный известный Мартину династический кризис, приведший к войне, потому и честно воспринят им за некий прототип (но о серьёзной исторической параллели говорить затруднительно).
Скорее всего, впрочем, так и есть — Мартин же всерьёз утверждал в интервью, что тему "права первой ночи" взял из истории (хотя знакомым с медиевистикой людям ясно, что "историческим источником" тут может быть только кинофильм "Храброе сердце").
Словом — чудные дела бывают с "историческими прототипами" чего-либо во всякой художественной литературе.
#испания@grand_orient #XIX_век@grand_orient #литература@grand_orient